В первой половине XIX века в России работа по оказанию помощи в воспитании детей, брошенных или оказавшихся без попечения родителей, получила большую поддержку и стала частью государственной политики. Было разработано и «Положение о детских приютах» (1839), которое определяло содержание воспитания и порядок их деятельности. Учреждались  попечительства для беспризорных детей на средства частной благотворительности. Общий надзор и управление за детским приютом осуществляли попечитель, а также его помощники - директор, почетный старшина, смотрительница приюта и ее помощница (она же педагог-воспитатель).  Цель детских приютов — доставить детям временное убежище и самое начальное образование. Призрение распространилось и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей - инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.
          Среди них особое место занимают "Учреждения императрицы Марии Федоровны",  в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвования частных лиц, включая и особ императорской фамилии. В числе таких заведений было создано «Убежище Святой Марии» в 1873 году. Приюты в то время называют «убежищами».

         Кавалерстатская дама Варвара Евграфовна Чертова проявила усердие по организации «Приюта Святой Марии», который и был создан при активном содействии профессора медицины А.Н. Тольского, который на протяжении 30 лет развивал новую дисциплину - педиатрию. Именно он основал кафедру и клинику детских болезней.

            Приют представлял собой пансион для призрения детей в возрасте от 5 до 18 лет, которые были с рождения неизлечимо больны и  требовали специального лечения и пристального внимания. Оно находилось в ведении 2-го Дамского Попечительства о бедных. В «Историческом обзоре» 1912 года указано: «Убежище святой Марии 2-го Пятницкого отделения Дамского попечительства о бедных». Председателем Попечительства  была княгиня Софья Степановна Щербатова, а августейшей покровительницей императрица Мария Фёдоровна. Супруга Александра III Мария Фёдоровна создавала и заботилась о благотворительных учреждениях. Значительные суммы на благотворительность выплачивались из личного бюджета императорской семьи и бюджета императрицы Марии Фёдоровны, в этом числе было и «Убежище Святой Марии».

             Муж  Софьи Степановны Щербатовой  в 1844-1848 годах был генерал – губернатором Москвы. В 1844 году, когда к генерал-губернаторскому дому по обычаю со всех концов Москвы собрались нищие за получением пособий, возвращавшаяся домой княгиня была поражена многочисленной толпой бедных москвичей. Софья Степановна решила организовать четкую систему благотворительности и поставить дело так, чтобы постоянные пособия получали истинно нуждающиеся. Она собрала вокруг себя дам из аристократических семей, благотворителей, врачей и на исходе 1844 года основала Дамское попечительное о бедных общество, с отделениями по числу городских частей. Во главе каждого отделения стояла дама-попечительница и три штатных служащих: врач, секретарь и казначей. В 1845 г. под председательством С.С. Щербатовой создается Совет детских приютов Москвы. После кончины Софьи Степановны её сын князь А. А. Щербатов, который был московским головой с 1863 по 1869 год, 30 августа 1885 года уведомил Опекунский совет, что наследственную усадьбу матери (Садово-Кудринская улица, дом № 15), по соглашению с племянниками, они передают для устройства детской больницы. Сейчас эта больница называется больница называется Городской детской клинической больницей № 13 имени Н. Ф. Филатова (Филатовская больница).

           Из «Исторической справки», хранящейся в нашем музее мы знаем, что приют находился на Швивой горке . Но эти сведения не точны, так как были даны по устному свидетельству старейших сотрудников. Известно, что приют имел два строения и торговую лавку. В 1896 году рядом с ним была построена одноглавая церковь (рядом с приютами часто строили церкви), которая была освящена во имя Иконы Божией Матери Взыскание Погибших. Именно благодаря существованию этой церкви удалось установить точный адрес приюта.

            В «УКАЗАТЕЛЕ МОСКОВСКИХ ЦЕРКВЕЙ» (составитель Александровский М.,1996)- М., МГО ВООПИиК, 1996, 88 с. сказано:

            110. Храм «Взыскания Погибших» Божией Матери, при убежище Святой Марии (Земляной город: Заяузье).

            485. «Взыскания погибших», при Убежище Святой Марии, в Устьинском переулке. Построена в 1896 году. (Снесена).

            Так же в «Учётной карточке» на сайте «Храмы России» http://temples.ru/cardonmap.php?ID=2425, точно указано место и адрес расположения этой церкви, которая обозначена как «Церковь Иконы Божией Матери Взыскание Погибших при убежище св. Марии для неизлечимо больных и умственно отсталых детей».Адрес на 1917 г.Москва, Малый Устьинский пер., 3-5. Современный адрес; Москва, Котельническая наб., [1/15Б] Убежище основано в 1873. Специальный 2-этажный дом с пристроенным одноглавым храмом возведен в 1892-1896 гг. Церковь освящена 20 апр. 1896 года. Ликвидирована летом 1920 года. Здание приюта снесено после войны при строительстве высотного дома. В настоящее время на месте, где располагался приют, находится построенное в послевоенное время высотное жилое здание. Адрес его: Котельническая набережная, 1/15 Б.

            Теперь с уверенностью можно утверждать, что приют находился именно по этому адресу, на Швивой горке в Устьинском переулке.

 

П.П.Павлов (1860-1925) Вид на Кремль со Швивой горки

         

 

Григорий Иванович Россолимо

 

            В 1907 году в приюте начинает свою работуГригорий Иванович Россолимо -  русский невропатолог, психиатр и психолог. Занимался изучением проблем возрастной психологии. Исследуя возрастные особенности, стремился проникнуть в сущность поведения детей. На собственные средства Россолимо создал в 1911 г. первый в нашей стране «Институт детской психологии и неврологии», переданный им в дар Московскому Университету, где он был профессором, заведовал кафедрой нервных болезней. В институте изучалась детская личность со всех сторон.

        Г.И. Россолимо был личностью разносторонней и широко образованной. Он владел восемью языками, понимал и любил музыку, хорошо рисовал, знал литературу, любил театр. Литературное наследие Г.И. Россолимо – это более 100 научных работ на разные темы возрастной и экспериментальной психологии, патопсихологии, психоневрологии, физиологии, дефектологии и др.

            Количество воспитанников в это время было 62 человека.

            Вера Петровна Князева вспоминала: «В 1907 году по инициативе профессора Г.И. Россолимо произведена была некоторая дифференциация детского состава и сделана первая попытка продвинуть развитие умственно отсталого ребёнка. Для глубоко отсталых детей введены были занятия по ручному труду, для детей средней степени отсталости занятия в мастерских: швейной и корзиночной.

С 1910 года с детьми стали проводить учебную работу – были открыты 2 класса.

Этот период жизни детского приюта был новым поворотом в истории с умственно отсталыми детьми.

На интеллектуально - недостаточного ребёнка начинают смотреть с других позиций: не как на безнадёжное обречённое существо, а как на человека, способного к развитию, а в дальнейшем к полезной деятельности. Умственно отсталого ребёнка стали изучать, приобщать к труду и знаниям».

Под руководством профессора там был оборудован кабинет специального обследования таких детей, а позже приют стал лабораторией для изучения детской патологии, с лабораторией считали за честь сотрудничать ведущие врачи и дефектологи не только России, но и зарубежных стран.

По инициативе Россолимо все дети приюта были разделены на две группы по 31 ребёнку: «сильную» и «слабую» В первой собрали детей с имбецильностью и идиотией, с ними работали смотрительница и семь нянь, после достижения 18 лет детей передавали в московские психиатрические больницы.

Во второй группе были дети с дебильностью, которых обучали в школе по школьным программам и специальным пособиям, разработанным Григорием Ивановичем Россолимо. Умственно отсталым детям преподавали русский язык, арифметику, рисование, лепку, гимнастику и Закон Божий, дети занимались домашними работами, плетением веревочных сумок, корзин, вязанием чулок, переплетными и столярными работами. В основе всей системы специального обучения и воспитания лежал производительный труд. При школе был создан специальный кабинет для исследования нервной системы детей и психологического исследования по экспериментальному методу.

«Значительную роль в истории отечественной дефектологии сыграл приют для слабоумных девочек — «Убежище св. Марии»…Это учреждение стало базой для научно-исследовательской работы в области детской неврологии и психопатологии, проводившейся профессором Г. И. Россолимо»

После Октябрьской революции 1917 года приют был передан на государственное финансирование и переименован в детский дом № 13.

Г.И. Россолимо продолжает работу в этом учреждении.

Григорий Иванович Россолимо был талант­ливым врачом с незаурядными способностями педа­гога. Он привлекал внимание к вопросам охраны детской психики, предуп­реждения заболеваний нервной системы у детей. Вера Петровна Князева с теплотой вспоминала о нём:

«Живой и энергичный, хорошо знающий природу и существо умственно-отсталого ребёнка, Григорий Иванович при общении с детьми умел пробуждать в них веру в свои силы, а педагогическому персоналу уверенность в правоте своего дела.

Непосредственно сам и через своего ассистента Рабинович Р.Я. , профессор Г.И.Россолимо внимательно следил и направлял врачебно-педагогическую работу в детском приюте.

Жизнь детей становилась несколько осмысленней, но по-прежнему она всё же безрадостна, однообразна и бесперспективна».

 

            О том, каким было это учреждение сразу после революции В.П. Князева пишет:

«Мы, старшее поколение работников детского дома: Князева В. П., Давидовская Д. А., Ветчинкина Я В., Зуева М. В., поступившие работать в детский дом в период с 1918 – 1921, еще застали в нем следы прежнего приюта.

Неизгладимо грустное впечатление произвело на нас первое посещение детского дома  в феврале 1921 г. Пустые комнаты, деревянные скамьи и диваны, оловянная посуда, из которой дети обедали и пили чай, вся обстановка быта детей носила характер штампа казенщины.

Но самое тяжелое было в самих детях.

Стриженые наголо, одетые в серые изношенные халаты, дети казались замкнутыми, сторонились взрослых или были не в меру назойливыми, угодливыми, не было в них детской простоты, искренности, непосредственности».

Благодаря заботе всего коллектива детского дома за достаточно короткий срок произошли очень большие перемены:

«Как изменилось и непохожим стало это детское учреждение на то, в котором Г. И. Россолимо начал впервые проводить в жизнь свои передовые гуманные идеи...»

«Это был трудный путь творческих дерзаний, ошибок и педагогических удач.

На медико–педагогических конференциях, которые мы проводили под руководством нашего врача С. Я. Рабинович, разбирали все очень трудные случаи  детей, предварительно консультировались с Григорием Ивановичем…»

 

 Педагогический коллектив Приюта Святой Марии

 

 

            С 1920 года детдом был передан в ведение Московского отдела народного образования. В 1926 году состоялся первый выпуск девочек 17 - 18 лет с их устройством на работу на текстильные и трикотажные фабрики. Этот детский дом делал заметные успехи в своей воспитательно-педагогической деятельности.

            В 1928 году Григорий Иванович Россолимо умер, и детскому дому было присвоено его имя.

            Как уже говорилось ранее, возглавила детский дом с 1925 года Вера Петровна Князева, которая находилась на этом посту 27 лет.

            Если в первые послереволюционные годы там работало всего три дефектолога, то к 1937 году уже почти все педагоги имели дефектологическое образование. Студенты проходили здесь практику. Детский дом был и объектом внимания зарубежных учёных, сюда приезжали делегации из Франции, Бельгии, Финляндии и других стран.

 

   Вид со Швивой горки (1929-1930).jpg

 

Военные годы

           

Во время Великой Отечественной войны на период 1941-1943 годов детский дом № 13 эвакуировался в Башкирию. В интернат пришло такое письмо:

«Всем, здравствуйте. Мое имя Денис. Я с Республики Башкортостан. Я работаю на местном телевидении и мы снимаем программы про женщину, которую в годы ВОВ эвакуировали из вашего интерната в с. Мраково нашей республики. Она не помнит ни настоящие имя и фамилию ни дату рождения. Я понимаю, что сейчас это все уже прошлое, и архивов, возможно, никаких не сохранилось, но если есть какие то кадры с тех времен, я вам буду очень признателен». Т.о. детский дом  находился в эвакуации в Башкирии в с. Мраково Кугарчинского района.

 «Мраково (башк. Мораҡ) — село в Кугарчинском районе Башкортостана, административный центр и крупнейший населённый пункт района. Также центр Мраковского сельсовета.

Численность населения — 9234 жителей 2010 год[1] Почтовый индекс — 453331». http://ru.wikipedia.org/wik

Село Мраково

 

 В 1943 году ему было разрешено вернуться в Москву, но здание было занято другим учреждением и потребовалось целых полтора года, прежде чем детский дом возобновил свою жизнь.

 

После войны

         Открылся детский дом вновь в 1945 году.

         Влиятельнейший попечительский совет во главе с «кавалерственными дамами» Е.А.Джапаридзе, М.Ф.Шверник и М.Ф.Жуковой сделал все, чтобы превратить детдом в образцовый. Шефами были назначены Военная академия им. Дзержинского, Министерство черной металлургии, Министерство электропромышленности! По личному распоряжению самого Г.К.Жукова детский дом был оснащен медицинским оборудованием, бельем, посудой, музыкальными инструментами и другими, по тем послевоенным временам, редкими вещами.

         В 1949 году детский дом № 13 из старого здания в центре Москвы переехал в Измайлово. Было приспособлено здание школы №7, а пленными немцами был построен двухэтажный спальный корпус и бытовые помещения.

          «На всю Москву было всего два таких детдома: для девочек – в Измайлове, для мальчиков – на Таганке.

          Детдом занимал двухэтажный особнячок между 4-ой и 5-ой Парковыми улицами, построенный военнопленными немцами для начальства – ими было застроено половина Измайлова. Немцев к тому времени уже давно отправили в Германию, в ГДР…. Девчонки со своими учителями и воспитателями распахали свой двор, построили даже теплицы и вырастили небольшой плодовый сад – свое с грядки и ветки всегда вкусней и полезней» - пишет в журнале Александр Евгеньевич Левинтов в своём рассказе «Исталина», в нём он рассказал историю жизни девочки, воспитанницы детского дома. Семья Левинтовых публикует периодическое издание под названием «Наш журнал». Один номер посвящён памяти их матери Левинтовой Татьяны Александровны. Она работала библиотекарем в школе – интернате.

 

50-е годы

 

Записи Князевой В.П., видимо, относятся к началу 50-х годов: «В настоящее время в детском доме воспитывается 100 умственно отсталых девочек в возрасте от 10 до 17 лет. Детский дом расположен в Сталинском районе г. Москвы по 4-ой Парковой улице дом 16. Детский дом занимает три корпуса: один центральный двухэтажный, в котором расположены интернат, школа, столовая и пищевой блок. В одном из боковых корпусов – изолятор и мастерские, в другом – различные хозяйственные постройки. При детском доме имеется своя вспомогательная школа, в которой обучаются все дети детского дома по программе вспомогательных школ.

При детском доме имеется пришкольный участок, на котором посажены декоративные и плодовые деревья и кустарники, цветники, парники...

Таким образом, детский дом имеет хорошую материальную базу. Он хорошо оснащен оборудованием, дети имеют вполне достаточное количество одежды, белья, обуви на каждый день и выходное обмундирование на праздники.

В детском доме есть свой автобус и грузовая автомашина.

Для лечения детей имеется изолятор с оборудованием для водолечения, светолечением и свой зубной кабинет».

В.П. Князева пишет: «Педагогический и медицинский персонал тщательно наблюдают и приучают детей к соблюдению правил гигиены и санитарии в широком смысле этого слова.

Система требований в этом направлении даёт довольно хорошие результаты.

Детский дом и школа отказались от обслуживания технического персонала по уборке помещения. Всё помещение детского дома, своё имущество, дети содержат сами в полном порядке».

         Детский дом продолжил традиции, заложенные Г.И. Россолимо, который в основу развития ребёнка ставил труд. Вера Петровна отмечает:

«В школе имеются две мастерских, в которых обучаются швейному делу. В старших классах дети шьют себе белье, одежду.

         Мастерские держат связь с производством. Дети седьмого класса проходят производственную практику. Дети с недостатками речи занимаются у логопеда, с недостатками моторики занимаются лечебной гимнастикой.

         В детском доме детей настойчиво приучают к труду. Проводятся специальные уроки домоводства, на которых дети в системе проходят разделы по уходу за помещениями, за одеждой и по приготовлению пищи. Полученные навыки дети закрепляют в повседневной работе по бытовому труду».

Детский дом продолжил традиции, заложенные Г.И. Россолимо, который в основу развития ребёнка ставил труд. Вера Петровна отмечает:

         В детском доме детей настойчиво приучают к труду. Проводятся специальные уроки домоводства, на которых дети в системе проходят разделы по уходу за помещениями, за одеждой и по приготовлению пищи. Полученные навыки дети закрепляют в повседневной работе по бытовому труду».

Дети охотно занимались в различных кружках по интересам. «В свободное от занятий время дети работают в различных кружках: кукольном, хоровом, драматическом, юннатском, в кружке рисования. С большим вкусом дети готовят самодеятельность под руководством квалифицированного преподавателя. Сами шьют костюмы, делают декорации».

         Выпускницы трудоустраивались на различные предприятия Москвы.

«Большинство детей, оканчивающих нашу школу, трудоустраиваются в строительные организации нашего района, в трест озеленения Москвы и на некоторые другие предприятия.

          По выходу из детского дома в большинстве своем дети не порывают, а держат тесную связь с детским домом, приходят советоваться со своими педагогами и руководителями, рассказывают о своей жизни, посещают детский дом в торжественные дни и праздники».

         В.П. Князева пишет так же о том, что детский дом ведёт большую общественную и методическую работу, а так же охотно делится опытом с другими учреждениями, к ним приезжают даже из зарубежных стран.

«Детский дом всегда держал и в настоящее время держит связь с научными и учебно – педагогическими учреждениями г. Москвы.  

         За долгие годы своего существования много практических работников, участников различных курсов по повышению педагогической квалификации и экскурсантов посещало наше учреждение как с периферии, а так же из зарубежных социалистических и капиталистических стран.

         Мы охотно делимся опытом своей работы, а так же охотно заимствуем передовой опыт родственных нам учреждений».

60-е годы

         По воспоминаниям О.Е. Вишняковой у ворот детского дома в середине 60-х годов была конура с огромной собакой, которую кормили девочки и она была их всеобщей любимицей.

         Она так же вспоминает, что чистота в помещениях была идеальная, хотя уборщиц почти не было, всё убирали старшеклассницы.

 

Это фотография работников 60-х годов из альбома Левинтовых.

 

 

 

В Измайловском лесопарке. Как им всем весело, радостно и хорошо. 1968 г.

        

 

         В 1976 году Детский дом № 13 был назван специальной школой-интернатом № 50 им. Г.И. Россолимо, в которой обучалось и проживало 200 детей. Приказом № 192 от 7.05.1996 года по МДО школа-интернат № 50 для умственно отсталых детей-сирот реорганизована в школу-интернат № 49 им. Россолимо для детей-сирот с задержкой психического развития.

 

Лагерь.

А в лесу между Радонежем и Абрамцевым, на пяти гектарах овеянной историей земли, на берегу аксаковской Вори был построен дачный комплекс с садовым участком и огородом... Долгие годы дети детского дома № 13, а потом и школы-интерната проводили лето на своем участке: отдыхали, сажали огород, ухаживали за грядками. Стержнем воспитания здесь всегда был труд. Старожилы помнят, какие швейные чудеса творили воспитанницы, как огненно сиял паркет, натертый детьми, какие богатые урожаи собирались на грядках.

 

 

 

Линейка.

1960 г. Традиционный лагерный плац. Посередине травка и дорожка через нее - это для торжественного прохода «вызванных на подъем флага». Право быть вызванным получали передовики лагерного труда, а также изменники текущего дня. Кстати, труд в лагере был нешуточным: уборка помещений и территории, прополка грядок с клубникой и прочим урожаем, который сами и взращивали, помощь колхозу. Отряды строились по периметру площадки, на шаг впереди строя председатель отряда, который сдавал начальнику лагеря рапорт о количестве построенных и причинах отсутствия кого-то, если таковое было. На заднем плане водонапорная башня, говорящая об автономии лагеря. Обращает на себя внимание одежда девочек. С удивлением вижу, что они обуты. У меня на памяти они все лето ходили босыми. На девочках так называемые шаровары - мужские трусы, которые девочки самостоятельно подшивали, вставляя в подгибку штанин резинку. Кроме трусов и майки другой одежды на лето не выдавалось, и не потому что заведующая была злюкой, а потому что одежда экономилась, ибо государство строго определяло, сколько лет нужно носить пару чулок, а сколько пару обуви. На фотографии – мамин отряд, старший. Из всех девочек помню только Лену Старченко, стоящую в центре строя - я с ней дружила, - и правофланговую Зину Томилину. Зина - одна из героинь маминого рассказа. Ее фанатичная любовь к животным и желание узнать о них как можно больше сделали ее хозяйкой крольчатника и главной кормилицей детдомовской собаки Стрелки.[1]

[1] Детский дом в архивных фотографиях с комментариями Натальи Евгеньевны Левинтовой; «Наш журнал».

 

          Глава 9. 80 – 90-е годы

Рассказывает старейший учитель Нина  Арсентьевна    Киршина:

«Я пришла работать в интернат в 1982 году. Здания находились на Первомайской улице, д. 42. Было 2 здания: учебный и спальный корпуса. Позже построили отдельное здание административного корпуса. Слева и справа располагались хозяйственные постройки: склад, баня, душ. Говорить о комфорте не приходилось: здания старые, часто заливало, приходилось нередко вычерпывать воду.

         На первом этаже располагалась администрация, мед.блок и социальная служба.  На втором и третьем этажах -  игровые и спальни. На 4 этаже находилась школа.

Классы были большие – по 16 – 18 человек, сидели на двухместных партах. Работать было трудно, но интересно. Дети учились старательно, к учёбе относились серьёзно.

Проводилось очень много интересных мероприятий: концертов, вечеров. Всегда было много гостей. Сложилась традиция любви и уважения, которую «перевезли» в сегодняшний интернат.

Воспитанники обслуживали себя сами полностью. Вечером всё отмывали с порошком. Из уборщиц была только одна бабушка Дуся, очень старенькая, которая убирала только туалеты. Часто были субботники, на которых трудились все, но тёте Дусе трудиться не разрешали и ребята всё делали за неё.

Жили скромно – зашивали дырявые колготки и носки, клеили сапоги, одежду передавали от одного ребёнка к другому.

Девочки занимались швейным делом, мальчики столярным, трудов было по 8 – 12 часов в неделю. После  школы девочки шли работать на швейную фабрику, а мальчики на производство. Шли работать уже в 15 лет, за каждым выпускником закреплялся учитель, который  курировал его. Принимали детей в рабочих коллективах хорошо, назначали общественных поручителей. На работе детям помогали материально - кто чем мог, дарили бельё, посуду, делали подарки на Дни рождения. Все старались, чтобы дети не встали на ложный путь. Нить с интернатом не прерывалась, эту связь дети чувствовали и старались не подводить. Сейчас некоторые выпускники поддерживают со мной связь: они звонят, рассказывают о жизни.

Хочется рассказать о том, как молодой педагог Сергей Львович Никитин организовал  туристический кружок в интернате. Мы ездили в Ленинград,  Вильнюс,  Херсон на фестиваль воздушных змеев, в Северную Осетию. Я с ребятами забиралась на ледник. Побывали на Дальнем Востоке, в Ульяновске, побывали во всех городах – героях. Дух патриотизма был необыкновенно высок – мы научили их гордиться своей Родиной.

Очень много мы путешествовали по Москве, посещали театры, кинотеатры, концерты, аттракционы. Особенно любили гулять по Измайловскому парку, зимой катались с горок».

В 1996 году старое здание интерната было отремонтировано и построен новый корпус.

Постановление

от 10 сентября 1996 г. № 778

«О реализации инвестиционного проекта по развитию учебно – производственной и бытовой базы специализированной школы - интерната № 50 на территории Восточного административного округа»

2. Поддержать предложение Комитета образования о дополнительном строительстве и реконструкции зданий специализированной школы - интерната N 50 имени Россолимо (приют Святой Марии) в следующем объеме:

- объект N 1 - строительство пристройки по индивидуальному проекту учебно - производственного и административно - бытового корпуса общей площадью 1980 кв. м к основному зданию специализированной школы - интерната N 50 (приют Святой Марии) по адресу: Первомайская ул., д. 42;

- объект N 2 - реконструкция строения бывших учебно - производственных мастерских и хозяйственно - бытовых помещений школы - интерната N 50 (приют Святой Марии) общей площадью 1600 кв. м по адресу: 4-я Парковая ул., д. 16.

Приказом № 192 от 7.05.1996 года по МДО школа-интернат № 50 для умственно отсталых детей-сирот реорганизована в школу-интернат № 49 им. Россолимо для детей-сирот с задержкой психического развития. 
         Стали заниматься по программе общеобразовательной школы. Сдавать экзамены. Как и все, получать  аттестат о среднем образовании.

В 1997 году, когда школа – интернат отмечала свой 125-летний юбилей, был открыт школьный музей «Москвичи».

Часто встречались с внучками Г.И. Россолимо – Еленой Алексеевной Россолимо и Ксенией Савич (по мужу)

2007 год

 

 

       Решение о передислокации интерната было принято Департаментом  образования города Москвы.
       Никогда ещё в России социальное учреждение для детей – сирот не размещалось в таком архитектурном сооружении. Это, своего рода, мини – город, состоящий из нескольких функциональных зон: 3 жилых помещения, школа с большой столовой, административный блок, спортивный и медицинский комплексы. Все 5 корпусов соединены между собой стеклянной галереей. Прилегающая территория также имеет свою структуру: парадный двор и прогулочный двор с амфитеатром, игровая зона для дошкольников, автономная котельная, теплица и гараж. Общая площадь комплекса составляет 11,5 тысячи квадратных метров. Наш интернат построила компания «ДОН – Строй», возглавляет работу Государственного образовательного учреждения коррекционного вида Заслуженный учитель РФ – Тюрина Татьяна Александровна, заведует коррекционно-воспитательным  процессом Заслуженный учитель РФ - Аникина Вера Ивановна.

         В школе-интернате успешно разрабатывается методическая тема «Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала воспитанников и способ воспитания нравственных качеств у детей-сирот».

Заключение

Были исследованы документы, хранящиеся в нашем музее «Москвичи», взяли оттуда необходимую информацию и получили ясную картину прошлого нашего Дома. Нашли в интернете документы, подтверждающие, то, что «Приют Святой Марии» находился на месте высотного здания на Котельнической набережной. Выяснили, что во время эвакуации детский дом находился в городе «Белебей» республики Башкортостан.

В процессе работы мы выяснили интересный факт: «Убежище Святой Марии» стало первым учреждением Москвы для больных девочек. В «Приют Святой Марии» приходит профессор Г.И. Россолимо и приют становится первым учреждением, где умственно отсталых детей начинают обучать. В 2007 году наш Дом стал первым в России, получившим такое новое современное здание.

Кроме того, четко через все года прослеживается то, что на наше учреждение обращали внимание очень известные люди и это не случайно, так как к работе с детьми здесь всегда подходили очень ответственно и с душой.

       

       30 января 2013г. Распоряжением Правительства Москвы № 44-РП «Об изменении ведомственного подчинения отдельных государственных образовательных учреждений города Москвы» в целях упорядочения и совершенствования деятельности в сфере профилактики социального сиротства, оптимизации сети государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  изменено ведомственное подчинение учреждения. Функции и полномочия учредителя нашего государственного бюджетного образовательного учреждения осуществляет Департамент социальной защиты населения города Москвы.

        Приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы № 206 от 25 марта 2013г. «Об организации обучения воспитанников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 49,53, 72 и детского дома № 48» исключена услуга «предоставление начального, основного общего, среднего (полного) общего образования, в т.ч. для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»  (код 148037) из государственного задания школы-интерната № 49 с 01 сентября 2014г.

       Приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы № 855 от 08 октября 2014г. «Об изменении наименования и уставных целей деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения города  Москвы специальной (коррекционной) шк