Современное общество заинтересовано в сокращении количества социальных детей-сирот и проведении модернизации системы органов и учреждений, работающих с неблагополучными семьями, детских домов, интернатов и других аналогичных учреждений. Это означает радикальную смену подхода, привычного для сотрудников детдомов и органов опеки.

 Это не простая задача, быстрых результатов ждать не стоит. Над ней работают педагогические коллективы различных учреждений. Работает и наш Центр.Основной вектор этого подхода направлен на переход от  существующей  стратегии «государственное попечительство»  к стратегии «государственная помощь».

В настоящее время Указы Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации, утвержденная и принятая в городе Москве Национальная стратегия действий в интересах детей до 2017 года определили в качестве основного ориентира государственной политики в сфере защиты детства - сохранение кровной семьи для ребенка и обеспечение приоритета семейного воспитания детей, утративших родительское попечение.  Для решения проблем по защите прав детей разработана Модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве, определяющая первоочередные меры, направленные на реформирование работы:

1.  В сфере профилактики социального сиротства, цель которой - сохранение ребенка в кровной семье и оказание своевременной индивидуальной помощи семьям с детьми.

2. В сфере семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, цель которой - существенное сокращение числа детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях, и не допущение вторичного социального сиротства в случае устройства ребенка на воспитание в замещающую семью.

Важную роль в этом процессе играет освоение и применение в практике работы передовых социально-психолого-педагогических технологий работы с воспитанниками и активный поиск, обучение и поддержка граждан, желающих взять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также  сопровождение замещающих семей. Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению, ни с какими другими социальными институтами. Семья – это самый первый институт социализации ребёнка. “В семье… дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений”.  Необходимость замещающей семейной заботы для полноценного развития и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, доказана многочисленными отечественными и зарубежными исследованиями. Даже самый хороший детский дом с высококвалифицированными сотрудниками не могут в полной мере заменить ребёнку семью.

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ ЦЕНТРА

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ - МЕСТО ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ РЕБЕНКА 

-  ДО НАХОЖДЕНИЯ  НАСТОЯЩЕЙ СЕМЬИ.

 Не ждать, когда желающие взять ребенка придут в Центр. Активно заниматься поиском и подготовкой приемных родителей, сопровождением семей, взявших  детей  на разные формы семейного устройства, оказанием помощи  детям из семей, попавших в трудные жизненные ситуации.

 Организация и планомерное проведение работы в этих направлениях коренным образом изменит функции  работы учреждения и приведёт к сокращению количества детей, воспитывающихся в нем.

 

 

 

 

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

 ЦССВ создаётся для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных федеральными законами, законами города Москвы, нормативными правовыми актами Правительства Москвы полномочий города Москвы в сфере социальной защиты населения.

 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 г. Москва "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" определяет систему работы Центра (вступает в силу 01 сентября 2015г.).

ПРЕДМЕТОМ деятельности Центра  является предоставление  услуг по содействию семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовке и сопровождению замещающих семей, обеспечение проживания детей в Центре,  постинтернатное  сопровождение выпускников.

ЦЕЛЯМИ деятельности, для которых создан  Центр, являются:

  • Профилактика утраты детьми родительского попечения.
  • Содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства воспитанников учреждения из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, воссоединение детей, оставшихся без попечения родителей, с кровной семьей.
  • Подготовка граждан, выразивших желание принять ребёнка в семью на воспитание.
  • Оказание психолого-педагогической и социально-правовой помощи детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Временное содержание, воспитание и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Осуществление содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в учреждение под надзор, а также детей, находящихся в учреждении по другим основаниям.
  • Осуществление социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в учреждении.
  • Оказание комплексной психолого-медико-педагогической компенсации, коррекции нарушений в развитии и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
  •  Обеспечение прав и законных интересов воспитанников - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Организация комплексного сопровождения замещающих семей.
  • Оказание комплексной психолого-педагогической, социальной и правовой помощи выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет и старше.

ВОЗРАСТНОЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕНТРА

В Центре воспитываются дети-сироты и дети, лишённые родительского попечения,  с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).  У данной категории детей при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабости памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Государственное бюджетное учреждение города Москвы  Центр содействия семейному воспитанию имени Г.И.Россолимо  («Приют Святой Марии»)  имеет давнюю историю.

  • Основан в  1873.  по инициативе кавалерстатской дамы Чертовой и профессора Тольского. Располагался Приют в  центре Москвы, в районе Котельнической набережной. Высочайшее покровительство  оказывала Её Величество Императрица Мария Фёдоровна
  • Начиная с 1909 года, под  руководством известного российского невропатолога и педагога, Григория Ивановича Россолимо, разрабатывались школьные программы обучения детей с патологией развития.
  • После революции Приют стал называться  детским   домом № 13.
  • В 1928 году детскому дому № 13 было присвоено имя  Г.И. Россолимо.
  • В 1949 году детский дом № 13 из старого здания в центре Москвы переехал в Измайлово (ул. Первомайская, дом 42)
  • С 1976г. учреждение стало называться специальной школой-интернатом № 50 им. Г.И. Россолимо VIII вида.
  •  В 1996 г. перепрофилирована в школу-интернат № 49 им. Г.И.Россолимо VII вида.

В  Год  ребёнка, 10 мая 2007г.,  школа – интернат переехала в новый, специально построенный комплекс. Никогда ещё в России социальное учреждение для детей – сирот не размещалось в таком архитектурном сооружении. Мини – город, состоящий из различных функциональных зон: 3 жилых помещения, школа с большой столовой, административный блок, спортивный и медицинский комплексы. Все 5 корпусов соединены между собой стеклянной галереей. Общая площадь комплекса составляет 11,5 тысячи квадратных метров.

30 января 2013г. Распоряжением Правительства Москвы № 44-РП «Об изменении ведомственного подчинения отдельных государственных образовательных учреждений города Москвы» в целях упорядочения и совершенствования деятельности в сфере профилактики социального сиротства, оптимизации сети государственных учреждений города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  изменено ведомственное подчинение учреждения. Функции и полномочия учредителя нашего государственного бюджетного образовательного учреждения осуществляет Департамент социальной защиты населения города Москвы.

Приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы № 206 от 25 марта 2013г. «Об организации обучения воспитанников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 49,53, 72 и детского дома № 48» исключена услуга «предоставление начального, основного общего, среднего (полного) общего образования, в т.ч. для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»  (код 148037) из государственного задания школы-интерната № 49 с 01 сентября 2014г.

Приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы № 855 от 08 октября 2014г. «Об изменении наименования и уставных целей деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения города  Москвы специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения        родителей, с ограниченными возможностями   здоровья   VII вида      49     имени     Г.И. Россолимо»  учреждение переименовано в Государственное бюджетное учреждение  «Центр содействия семейному воспитанию имени Г.И. Россолимо» (сокращённое название: ГБУ «ЦССВ им.Россолимо»).

Учреждение представляет собой жилой комплекс, предназначенный для проживания и воспитания детей-сирот, проектная мощность - 110 чел.

Учреждение состоит из четырех основных зданий (корпусов) и четырех вспомогательных строений:

1. Административно-хозяйственный/учебный корпус  – 3-х этажный, включает в себя 20 учебных классов (3 компьютерных), кабинеты домоводства и технологии, спортзал 18 м х 24 м, плавательный бассейн 15 м х 8 м, два тренажерных зала, помещения медицинского блока- кабинеты врачей и дезинфекционное отделение (2 бокса); административные помещения; актовый зал на 141 посадочное место, помещения пищеблока, столовую для питания воспитанников  и персонала. Приготовление пищи осуществляется на электроплитах. Связь между функциональными зонами осуществляется через центральный вестибюль.

2. Жилой корпус № 1                         – 3-х этажный

3. Жилой корпус № 2                         – 3-х этажный

4. Жилой корпус № 3                         – 2-х этажный

Жилые корпуса отдельно стоящие, для проживания групп разновозрастных детей соединены между собой и с административно-хозяйственным  корпусом галереей.

Строения (одноэтажные):

№ 1  Контрольно-пропускной пункт (КПП) для обеспечения пропускного режима в учреждение;

№ 2 Трансформаторная подстанция для обеспечения учреждения электроэнергией (до 10 кВ);

№ 3  Хозяйственный блок, гараж, закрытая автостоянка на пять автомашин, автобуса и помещение для отдыха водителей;

№ 4  Газовая котельная для обеспечения отопления и горячего водоснабжения учреждения в составе трех газовых котлоагрегатов;